«Руки люблю целовать…»
Вновь к цветаевским стихам.
О цикле «Бессонница» я уже начинала говорить.
Стихи от 30 (17) июля 1916 («В огромном городе моем — ночь…») — уже бросала свой астрологический взор… на них. Но Марина, ее творчество — неисчерпаемы, бездонны. В общем, возникло желание продолжить.
Стихотворение, на котором остановлюсь на сей раз, написано 9 июня (27 мая) 1916 г.
Рисунок карты этого дня — острые углы, пересекающие их линии… Неровный такой рисунок, открытый, незаконченный… Не побоюсь этого слова (квадрат Луна-Меркурий) — нервный. Риск сделать что-то не так, оступиться, ошибиться, в том числе и в пресловутом «имена раздавать», полагаю, не в прямом значении, а… назвав вещи своими именами, не оказаться в плену заблуждений, собственных ли (транзит Меркурия по Нептуну), общих ли (квадрат транзитных Нептуна-Юпитера), не сфальшивить — при цветаевской-то прямолинейности и нелюбви к фальши как таковой…
И еще — раскрывать
Двери!
— Настежь — в темную ночь!
Сорваться… бежать… — куда? зачем? непонятно… Солнце и Меркурий в трине к самим себе в натале, тригон Лун — вроде, и ясность, вроде, и легкость… Ну да, Меркурий-ретро («Голову сжав, Слушать…»), девий Марс квадратирует Плутон Марины — что ж там за страхи, за опасения? Да на смене лунной фазы (растущий квадрат) — ну, вот и откуда тут не быть бессоннице: реально, не метафора. Мысли одолевают, меркурианский такой денек — а еще трин Урана к ее Солнцу-Меркурию (в прошлый раз упоминала: период для Марины чрезвычайно плодотворный, пишет много, пишет неистово). Все чувства — обострены (Венера в тау к Марининым Солнцу-Меркурию и Юпитеру), а потому и слышим тяжкий шаг, который «где-то легчает», и качающийся от ветра «сонный бессонный лес».
Период-то спокойный, начавшийся новый юпитерианский (в ее 10-м) цикл, да на складывающемся трине Юпитера к Марининой Венере. Но спокойствие это как предвестник перемен: аспекты Урана к ее Юпитеру и Солнышку, секстиль Марса с ее Ураном, всё в транзитах того времени. Всё бежит, всё течет, всё меняется («где-то бегут ключи») — и жизнь тоже, не стоит ведь на месте. Предчувствия (тригон двух Лилит, в Воде, транзитная вошла либо вот-вот войдет в Маринин 12-й):
Сплю почти
Где-то в ночи
Человек тонет.
В дирекциях точный квадрат Юпитера (управитель ее 5-го) к Марсу на ДСЦ, а Нептуна к ее Сатурну в 3-м — грядет период испытаний на прочность и в отношениях с мужем. (Теперь вот думается: а, может, хорошо, что с Сергеем, вскоре после этого, на несколько лет была потеряна любая связь, что может таким путем, через лишения, неизвестность — любовь их как раз и сохранилась?) Да и много чего, вещей, через которые Марине в жизни надо было (прогрессивное Солнце уже почти на ее Лилит в 4-м) пройти?
Пройти — потом.
Пока еще — всё то же в целом безмятежное лето 1916…
* * *
Руки люблю
Целовать, и люблю
Имена раздавать,
И еще — раскрывать
Двери!
— Настежь — в темную ночь!
Голову сжав,
Слушать, как тяжкий шаг
Где-то легчает,
Как ветер качает
Сонный, бессонный
Лес.
Ах, ночь!
Где-то бегут ключи,
Ко сну — клонит.
Сплю почти
Где-то в ночи
Человек тонет.
Марина Цветаева
27 мая (9 июня н.ст.) 1916
© мой
5 февраля 2006
------------------
Карту самого стихотворения можно посмотреть: http://tamilana.pisem.net/ruki_lublu.gif
Карту наложения транзита на радикс М.Цветаевой http://tamilana.pisem.net/ruki_lublu_marina.gif