«Мне с небес диктовали задачу…»
К юбилею Беллы Ахмадулиной
Перелистываю ахмадулинский сборник.
Это я проклинаю и плачу.
Пусть бумага пребудет бела.
Под настроение…
Мне с небес диктовали задачу —
я ее разрешить не смогла.
И вдруг вспыхивает: а ведь она апрельская, совсем скоро юбилей!
А память тут же подбросила: милая хрупкая трогательная девочка, журналистка из «Живет такой парень». И еще, из «Иронии судьбы»: «По улице моей который год Звучат шаги, мои друзья уходят…» (обрамленное в диалог героев: «Чьи слова?» — «Ахмадулиной»).
Для меня когда-то это — самое первое (если можно так назвать) знакомство. Констатация факта: есть такая, поэтесса с нерусской фамилией и очень необычной внешностью, которой к тому же довелось сыграть в кино.
Про шестидесятников, вечера в Политехническом музее, диссидентство, дружбу с Высоцким и Влади, контакты с русским зарубежьем, «Метрополь» — об этом узнала уже потом, уже в более или менее сознательном возрасте.
Пока же просто зачитывалась ее стихами…
Всего-то — чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.
И вот это.
Во всём ловлю таинственные знаки,
то след примечу, то заслышу речь.
И еще…
Ни слова о любви! Но я о ней ни слова,
не водятся давно в гортани соловьи.
Там пламя посреди пустого небосклона,
но даже в ночь луны ни слова о любви!
Изабелла (Белла) Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 г. Мать итальянка, отец татарин — видимо, вот такое сочетание кровей и дало ту самую внешнюю необычность, запоминаемость: этакая неземная, нездешняя...
Как писала о своей семье сама Ахмадулина: «Почти всех моих родственников расстреляли. Остались: бабушка, отец и мать. Мать — переводчица в чине майора КГБ СССР. Отец в то время уже не работал в КГБ СССР, а работал на таможне в Москве».
Удивительно, но факт: девочка из партийной семьи, где оба родителя еще и имели отношение к работе в органах — и вдруг дружба с диссидентами, правозащитниками.
Хотя… могло ли быть иначе?
И впрямь — прости, любая жизнь живая!
Твою в упор глядящую звезду
не подведу: смертельно убывая,
вернусь, опомнюсь, буду, превзойду.
Смотрю карту.
Девушка, стремившаяся не просто блистать — быть первой. Если угодно — единственной. Овен, по Солнцу и Луне, она и была — единственной, среди поэтов-шестидесятников, чьи имена на слуху — женских ведь мы больше и не помним. Стрельцовский Марс, везущий «Локомотив» карты, буквально толкает ее энергию в отстаивание независимости и идеалов (то, что Марс в роли диспозитора Солнца и Луны, еще и делая трин с последней, на мой взгляд, только усиливает его «идеалистичность» и тягу к справедливости в этом мире). И — невольно в итоге (Плутон в Раке, конечная планета фигуры ее карты) притягиваются именно люди с похожими убеждениями, которым, что называется, «за Державу обидно», которые, с присущим им идеализмом, верят, что этот мир можно переделать, к лучшему…
Бескомпромиссность…
Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Как бы там ни было, даже в группе, в окружении других людей — на первый план все равно выйдет именно «Я»: яркая индивидуальность (Солнце), которой свойственны единство чувств и воли (Луна уже идет с Солнцем на соединение, и это в центре заполненной планетами части ее карты). Она не может быть «одной из»…
Но пуще мы огонь раскурим
и вовлечем его в игру,
и снова мы собой рискуем
и доверяемся костру.
Кстати, возможно, именно этот максимализм ее («То ль из него живыми выйдем, то ль навсегда сольемся с ним») и стал одной из причин распада союза Ахмадулиной с Евтушенко (род. 18.07.1933). Оба были еще совсем молоды, невероятно популярны. Их (если посмотреть в наложение карт) вряд ли тяготил быт (секстиль Лун), они способны были подстроиться друг под друга энергетически (секстиль Марсов).
Но борьба амбиций (квадрат Солнц) и стремление как будто доказать, кто из них более поэт. Квадрат Меркуриев — причем, по всему, доказывать «поэтистость» больше стремился Евтушенко, с его Меркурием во Льве. (На мой взгляд, зря: ранний Евгений Александрович очень лиричен, вспомним хотя бы строки, посвященные именно Ахмадулиной:
Со мною вот что происходит:
Совсем не та ко мне приходит,
Мне руки на плечи кладет
И у другой меня крадет.
А мне, скажите бога ради,
Кому на плечи руки класть?
Та, у которой я украден,
В отместку тоже станет красть.
Ну да не мне судить: Евтушенко состоялся, хоть в большей степени и не как лирик…)
Но лидер все же, из них двоих, куда как более — она, просто если исходить из энергетики их космограмм. А в том, что выражается непосредственно словом, ей больше по душе форма, основательность, стиль, Меркурий-то в Тельце.
Но, слава Богу, стал мой взор
и проницательней, и строже,
и каждый вздох и каждый взлет
обходится мне всё дороже.
Об этом браке довелось даже прочитать такую фразу: «Они разбили друг другу сердце» — что ж, если смотреть астрологически, то вполне возможно, что именно так.
…Вот так, невольно, и подошли мы к личному. Хотя, когда речь идет о человеке творческом, этот момент невольным образом всплывает: не может не накладывать отпечаток, не выплескиваться в творениях.
После Евтушенко был брак с Юрием Нагибиным (03.04.1920), но упоминаний о том попадалось совсем не много да и тоже длился недолго. Судя по всему, была теплота, было единение Души и Духа — но то ли непохожесть привычек (оппозиция Лун) роль свою сыграли, то ли в приличной разнице в возрасте дело…
А в 1974 году мужем поэтессы стал Борис Мессерер. «Удивительный союз — удивительных людей вместе — и без секунды на расставание!» — так написал об этой паре один из их друзей.
Как будто ничего вселенной
не обещала, не должна —
в алмазик бытия бесценный
вцепилась жадная душа.
Всё ярче над небесным краем
двух зорь единый пламень рос.
Известный театральный художник, график, Борис Асафович Мессерер родился 15 марта 1933 г. Да-да, он из тех самых, из Мессереров—Плисецких—Азариных, подаривших миру, искусству столько замечательных, выдающихся личностей. Отмеченный Судьбой, просто уже по праву рождения, он не стал почивать на лаврах знаменитых родственников, предпочтя сделать собственную карьеру. И, вопреки традициям, закончил архитектурный (глядя в его карту, подумалось: квадрат Луны в Скорпионе и Сатурна в Водолее, наряду с поколенческой квадратурой Уран-Плутон, своего рода именно что потребность внутренняя сломать семейные устои, пойти собственным путем). Хотя дальше — все-таки театр, все-таки невозможность жить вне этого мира грез и фантазий (что так естественно для Солнечных, да впридачу и Венерианских Рыб).
Но эта женщина в лиловом
откуда? И зачем она
ступает по корням еловым
в прекрасном парке давних лет?
И там, где парк впадает в лес,
лесничий ею очарован.
Ради новой любви Мессерер оставил жену и 14-летнего сына, полностью переключившись на заботу о Белле Ахмадулиной и двух ее маленьких дочках…
Вместе они уже более тридцати лет. А их дом, мастерская Б.Мессерера на Поварской, стал местом, куда стремились многие и многие представители творческой элиты, элиты в истинном (отнюдь не всегда официальном) смысле этого слова.
Хотелось бы отыскать соответствия такому статусу их дома в гороскопах Ахмадулиной и Мессерера — увы, без знания хотя бы приблизительного времени рождения каждого, подобное не представляется реальным.
Зато можно посмотреть наложение их космограмм. Чтобы лучше понять: а что же они друг другу дали, в творческом и, конечно, человеческом смысле.
На первый взгляд, синастрию не назовешь гладкой, сразу же глаз выхватывает точную квадратуру Марсов — вызов друг другу? стремление каждого быть первым, своего рода постоянный драйв? Но квадрат мутабельный, Марс Мессерера в Деве (еще и ретрограден) — в общем, могу предположить, что именно его умение обдумывать поступки, сыграло свою роль: энергия квадрата трансформируется из разрушительной в созидательную: «А что мы можем вместе сделать?». А вместе можем — работать, творить, вдохновлять друг друга на труды интеллектуальные (взаимные трины: Марс одного с Меркурием другого).
Еще один заметный камень преткновения — оппозиция его Скорпионьей Луны ее стеллиуму Венера-Меркурий-Уран в Тельце. Его эмоции и/или ее чувство стиля и идей — кто кого? Но, на мой взгляд, немаловажным фактором является, что на момент начала совместной жизни оба уже были людьми довольно зрелыми, уже обрели житейскую мудрость, а потому не выбор «или—или», а своего рода объединение усилий, взаимное подпитывание качеств планет на одном конце оппозиции качествами, которые на другом. Ведь, будь иначе, разве смог бы сказать Борис Мессерер о литературном таланте своей жены следующее? «У нее удивительное ЧУВСТВО СЛОВА. Вечный спор о качестве перевода: Что переводить и как? Что сделать — через – «точно и мертво?». Что сделать — через — «живо и художественно!»». Тут уже не просто ее тельцовские Меркурий и Венера, тут еще и мощное подкрепление его Марсом; ему хочется, с ней рядом, от ее творчества, при помощи ее творчества — проявлять себя, показывать собственные возможности, способности (а именно муж выступает составителем ряда книг Беллы Ахатовны, именно он иллюстрировал ее сборники как художник). И быть при этом просто любящим мужчиной — причем, я бы сказала, что любовь тут не столько даже по Венере у него идет, больше Нептунианское, когда любимую женщину боготворят, перед ней преклоняются (на мой взгляд, так обыгрывается оппозиция его Венеры в Рыбах ее Нептуну). Ее хотят опекать (и так обыгрывается еще и его натальная оппозиция Юпитера с Венерой).
Действительно, именно Б.А.Мессерер многое сделал, чтобы, еще в самом начале их брака оградить ее от внешних тягот и невзгод — ведь Ахмадулину в те времена почти не печатали, ей приходилось подрабатывать переводами, идти на всяческие компромиссы (а у нее на руках еще и дочки, младшая совсем кроха). И очень-очень много делает для этого до сих пор. Выступает не только составителем, художником (да в чем-то даже меценатом) для издания новых книг жены. Но и верным помощником, по сути секретарем (в последние годы поэтесса очень плохо видит), ведя и систематизируя ее архивы, записывая ее новые строки, отвечая на письма, читая ей вслух… Ему хочется о ней заботиться, опекать, у нее же, от такой заботы, словно крылья вырастают: ей хочется писать, творить (проявление соединения его Меркурия с ее Луной — ну и помним о ее марсианском трине сюда же).
Объятье — вот занятье и досуг.
В семь дней иссякла маленькая вечность.
Изгиб дороги — и разъятье рук.
Какая глушь вокруг, какая млечность.
Или:
Опять четвертый час. Да что это, ей-богу!
Ну, что, четвертый час, о чём поговорим?
Во времени чужом люблю свою эпоху:
тебя, мой час, тебя, веселый кофеин.
Сообщник-гуща, вновь твой черный чертик ожил.
Ему пора играть, но мне-то — спать пора.
Но угодим — ему. Ум на него помножим —
и то, что обретем, отпустим до утра.
Или…
Да много что еще. Просто откроем сборник стихов и будем читать, читать… Самое (для каждого) любимое. Самое дорогое. С чего, собственно, я и начала…
...Не знаю, удалось ли Ахмадулиной, получилось ли найти ответ, решение той самой задачи, которую «с небес диктовали». Лично мне думается, что да.
10 апреля у Беллы Ахатовны юбилей. Пожелаем ей здоровья и новых творческих удач.
©