Грустная новость: не стало Майи Плисецкой. Балерины изумительной, поистине Божественной.
Несколькими днями раньше ушёл от нас Анатолий Бердышев, блистательный танцовщик Новосибирского Оперного и один из лучших партнёров Майи Михайловны на сцене.
К этой теме я обязательно вернусь. А пока представлю статью, написанную мною несколько лет назад, к 80-летию М.Плисецкой.
Юбилей великой Балерины
О, Майя!..
Включаю радио и буквально ахаю: Плисецкой — 80!
Да нет, не то чтобы не знала, она, вроде, и не скрывает, не скрывала никогда свой возраст, но, тем не менее…
Плисецкой? 80? Да как такое может быть? Ведь по движениям, по пластике, да просто по тому, как держится — ощущение молодой женщины. Притом, в общем, далеко не юное лицо, но — огонь в глазах… искринка, чертовщинка…
…Плисецкую на сцене, что называется, живьем, из зрительного зала, я не видела. Возможно, живи я в Москве… Хотя, к тому времени, когда сознательно стала интересоваться театром, балетом — в Большом ее уже почти не было. Но в памяти картинка из детства. Сестра у телевизора, вбегаю в комнату, с чем-то своим, а она мне: «Тише, подожди…» Из телевизора бодрая, бравурная даже музыка и балерина, вращающаяся, как юла (мне так казалось), а сестра в такт считает и: «Всё, 32». «Кто это?» — «Ты что, не знаешь? Это Плисецкая». Тогда еще — не знала, в свои лет 7-8, сколько мне в ту пору было… Но в памяти — осталось. И знаменитая кода из «Дон-Кихота», где балерина вертит и вертит свои 32 фуэте, стала как бы прологом, настолько ярко в памяти… и музыка, и сами движения — тогда еще не понимала, но «о, класс!», так можно было б, наверное, выразить.
Следующее знакомство для меня было — это Бетси Тверская, в экранизации «Анны Карениной». Тоже — в силу возраста еще — не могла понять этого благоговейного, из уст взрослых, старших: «О, Плисецкая…». И тоже позже, в более сознательном возрасте, когда уже и само имя мне кое о чем говорило, я для себя открыла, что она, оказывается, еще и неплохая драматическая актриса. И что на том фоне, в общем, звезд, выглядела в фильме очень и очень достойно… Ну, и были снятые для телевидения версии ее спектаклей, были концерты, в которых она тоже иногда участвовала…
Самое главное, что запомнилось — пластика, невероятная, бесподобная. И — изумительные руки… То, что она творила, в «Лебедином» и — особенно — в «Умирающем Лебеде»… Словами не передать, это надо было просто видеть. Причем, что запечатлелось в памяти — разная, в каком-то концерте с телетрансляцией ей пришлось бисировать, повторять всё того же «Лебедя» — и было это уже несколько не так, рисунок другой, не тот, что в первый раз, а потом вдруг еще… Тут забывалось всё, и возраст, что ей прилично (в ту пору) за 60, и то, что не назовешь совершенной красавицей (ну да, в молодости, вроде была, хорошенькой, но ведь не более) — всё побеждал Его Величество Танец. Ну, и она с ним, в нём, слившись, попросту живя в танце — КОРОЛЕВА… Ну, или Божественная, как ее еще называли, в Парижской академии танца, присвоив даже соответствующий титул…
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Семья — не простая, сплошь знаменитости. Плисецкие-Азарины-Мессереры, где каждый был — Личностью. Мать актриса, отец дипломат, всевозможные дяди-тети, двоюродные-троюродные родственники — актеры, танцовщики, художники… были и есть… И сразу, с детства — в девочке отмечалась и пластика, и необыкновенная музыкальность… И как-то само собой подразумевалось, что ее отдали в балет.
Увы, карту полностью я глянуть не могу, космограмму разве, хотя… Возможно, кто-то со мной не согласится, найдет иное что, черты другого знака. Но то достоинство, та величественность, аристократизм, с которыми Плисецкая всегда держится, меня наталкивают на (возможно) Львиный Асцендент. И вполне вероятно тогда, что Нептун в 1-м, и вот оно тогда, астрологическое объяснение и музыкальности, и грации, и пластике ее, порой казалось бы, неземной, поразительной… эти руки, как будто гуттаперчевые… И — магнетизм определенный… нехилый… Вот что-то манит, притягивает (в памяти возник сразу образ, Плисецкая в «Болеро», хрупкая фигурка, от которой не оторваться — притом, что эту партию у Мориса Бежара исполняли до нее, да и после тоже — мужчины). И тогда ее Скорпионье Солнышко (а может и не только оно) оказывается, не исключено, в 5-м… Актриса? Безусловно! Великая? Не побоюсь сказать «да!». Одна «Кармен-Сюита» чего только стоит, там Кармен не только роковая, но и насмешница ведь, и хулиганка та еще (запомнился эпизод, Хозе-Годунов протягивает ей руку, подразумевается то же в ответ — а она так дерзко ему раз и… в эту руку ногу… и смотрит вызывающе: «Ты же этого ждал?»)…
Доводилось немало читать о необычайной, невероятной дисциплинированности Майи Михайловны. О том, как она себя муштровала, ежедневно, помногу, подолгу — в балетном классе, у станка… А на вопросы «зачем?» отвечала: «Да я по жизни ленива» (Нептун, если в 1 доме, тоже вполне такое может давать) — но тригончик такой… Сатурна и Солнышка к Урану, сила воли, в общем, это да. Ну, и козерожий стеллиум (Венера, Юпитер, Луна) — это и строгость, четкость форм, и вкус… (Вспоминается: любимый модельер Пьер Карден, он делал и эскизы костюмов к ее спектаклям, а еще она и в роли его модели не раз выступала… Белла Ахмадулина, подруга и родственница, как-то проговорилась, что для нее самыми дорогими подарками всегда были платья, подаренные Плисецкой, с ее строгим и вместе с тем утонченным вкусом). А если этот стеллиум и в ее 6-й попал, то вот она и работоспособность… нехилая… и умение себя ограничивать (Венера-Юпитер-Луна в связочке, и при этом «Лучшая диета сидеть не жрамши»).
Впрочем, сейчас я уже фантазирую, уже строю астрологические домыслы, прикидки, пытаясь догадаться «а что же у нее где». Возможно, так, возможно нет. Не исключено, что и карта точная когда-либо станет известна… попадет мне в руки… На самом деле, хотелось бы понять, астрологически отследить и это ее бунтарство — а оно родом из детства, отец в 37-м репрессирован, мать жена репрессированного, масса родственников за границей… Ее впоследствии непокорность, нежелание прогибаться, перед властями ли, перед руководством Большого театра и/или Минкульта ли, ее тяга к борьбе (ой, ни один из их с Щедриным спектаклей просто не давался, что-то там выискивали, переносили, закрывали…) — ну не только же Скорпионье Солнышко да Марс тому «виной»…
И секрет, астрологический в том числе, их многолетнего с Родионом Константиновичем брака, когда, несколько лет назад, на вопрос репортера «Как вам это удалось?» Плисецкая просто ответила: «А что здесь такого? 45 лет вместе с Щедриным разве много? Да мне и 10 раз по столько с ним бы мало показалось».
И… да много, на самом деле, этих «и», настолько неординарная, интересная она Личность.
Ну, и просто Женщина, у которой есть, чему поучиться.
И дай Бог каждой из нас, к 80 годам, сохранить не меньший блеск в глазах, такую же ясность и остроту ума, а, главное, ту грацию, то умение подать себя, как это в совершенстве удается делать Плисецкой. Быть не менее очаровательной, восхитительной… женственной… божественной.
© Татьяна Занадворова