Попалась интересная информация о том как, консультант консультируя, может «попасть» в ловушку, даже по отношению к самому себе.
Ловушка 1. Категоричность суждения –
может свидетельствовать о том, что консультант захвачен автономным комплексом и склонен к проявлению патологических реакций.
Ловушка 2. Поучительство
и прямые призывы к тому, как «надо жить», как «правильно жить», - вероятнсть того, что консультант страдает комплексом мессии, достаточно высока.
Ловушка 3. Буквальное толкование –
скорее всего, консультант имеет достаточно низкий уровень психологичеких знаний или не стремится развить свой креативный потенциал.
Ловушка 4. «Оракульная» позиция консультанта –
Может указывать на то, что последний одержим сверхценной или бредовой идеей собственного величия и склонен к параноидальному моделирванию собственной реальности.
Чтобы избежать обозначенных ловушек, рекомендуется формировать стратегию астропсихологического консультационного процесса, учитывая следующие положения:
1. Гороскоп есть творческий интсрумент для исследования психики.
2. Толкование гороскопа больше похоже на толкование сновидений, чем на буквальную калькуляцию стереотипных схем и интерпретативных шаблонов.
3. Не следует делать гороскоп сверхъестественной властью (т.е., избегать того, что в психоанализе называется идеализацией), памятуя о том, что «карта территории – это еще не сама территория».
4. Гороскоп используется скорее как информация для размышления, способная активировать творческий поток свободных ассоциаций, но ни в коей мере не как свод догматов, который требует беспрекословного послушания.
5. Сделанные выводы носят гипотетический характер и всегда соотносятся с актуальной психологической реальностью исследуемого индивида.
6. Чтобы свести к минимуму суггестивный эффект интерпретации, а любое толкование всегда несет потенциальную суггестию, не следует подавать ее в ключе категорических объявлений.
7. Толкование представляет собой скорее процесс совместного творчества, разворачивающегося в диалоге, импровизированая игра смыслов двоих, построенная не столько на застывших шаблонах, сколько на интуициях свободного ассоциирования.