Купринская Олеся: попытка астрологического портрета
Купринская Олеся...
От всем известных киноверсий, от «Колдуньи» с Мариной Влади или от отечественной ленты с Людмилой Чурсиной давайте сейчас абстрагируемся. Безусловно, каждый из этих фильмов по-своему хорош, но наша с вами задача в данный момент состоит в том, чтобы астрологически оценить героиню именно литературного произведения. Поэтому и обратимся к первоисточнику, к повести А.И.Куприна «Олеся», ещё раз вместе её перечитаем и попытаемся взглянуть на героиню глазами астролога.
Для начала напомню вкратце сюжет повести. Писателя Ивана Тимофеевича, от лица которого и ведётся рассказ, «судьба забросила... в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья». От скуки герой пытается «познакомиться с местной интеллигенцией», затем берётся было лечить местных жителей, наконец, пробует обучить грамоте «заведомого браконьера» Ярмолу, слывущего «самым бедным и самым ленивым мужиком» в округе. От Ярмолы-то герой и узнаёт историю о том, что жила когда-то у них в селе «ведьма» Мануйлиха — да не ко двору пришлась и была изгнана вместе с внучкой в лес на болото. А через некоторое время, заблудившись во время охоты, сам Иван Тимофеевич выходит к жилищу «ведьм», знакомится с ними. Бабка Мануйлиха встречает его настороженно, с опаской, а её внучка Олеся, наоборот, тянется к новому человеку всей душой, хоть и тоже слегка опасается: «Падает вам большая любовь со стороны трефовой дамы... Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти. Позор она через вас большой примет, такой, что во всю жизнь забыть нельзя, печаль долгая ей выходит...» (Да и есть основания для опасений, поскольку наделённая даром ясновидения девушка знает, что именно она сама и есть та трефовая дама, что это она же и полюбит героя — да, видимо, уже и зародилось что-то в её сердце, — и что именно ей плохо-то и придётся.) Тем не менее, герои продолжают встречаться, понимают, что не могут друг без друга. Олеся покоряет героя своим необычным даром, своей красотой, любознательностью, своей открытой душой. Ей же... Да что там говорить, когда на живущую в лесу полудикарку, слова-то доброго от посторонних людей никогда не слышавшую, вдруг обращает внимание человек знатный, образованный («барин»), ищет её общества, ведёт с ней разговоры о жизни. Может, и не любовь это даже с его стороны — так, увлечение от скуки (сама же Олеся ему говорит: «Никого вы сердцем не полюбите...»). Иван Тимофеевич даже предлагает Олесе выйти за него замуж, только условием для этого ставит необходимость посещения девушкой церкви. И Олеся готова сделать даже этот шаг (хотя знает, чем ей это грозит — как же, ведьма, и в церковь пришла!). Но люди её прогнали, побили камнями. Она в запальчивости поклялась им отомстить (хоть и жалела потом о своих словах). А вечером сильный град снёс полсела, после чего и Олеся с бабушкой бесследно исчезли, да и самому герою приходится спешно покидать Полесье.
Ясно, что вся эта история от начала и до конца придумана автором, о ярком воображении которого свидетельствуют Венера в знаке Льва и творческий аспект, связывающий Нептун и Луну. Но «девье» Солнце А.И.Куприна (родившегося 7 сентября 1870 года) способствует детализации, методичности в описании героини (именно героини, поскольку характеристика прочих персонажей не столь явственна, да и, честно говоря, не столь интересна — не зря же повесть названа «Олеся»). Поэтому можно попытаться составить её астрологический портрет.
Рискну сразу же предположить планеты, доминирующие в карте Олеси, налагающие наиболее яркий отпечаток на её характер. На мой взгляд, это Уран, Солнце, Венера и Меркурий. Попытаюсь объяснить. Вряд ли кто усомнится в том, что Олеся — личность неординарная. Ясновидение, озарения («...узнаю много, вот хотя бы по лицу. Если, например, который человек должен скоро нехорошей смертью умереть, я это сейчас у него на лице прочитаю; даже говорить мне с ним не нужно»). И вместе с тем — поразительное свободолюбие, «самобытная, свободная натура»: «Разве я не вольна делать, что мне нравится?» Или: «Но всё-таки замуж я за тебя не пойду... Лучше уж я так пойду с тобой, если не прогонишь». Полнейшее отсутствие собственнических замашек: «Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и по ногам на всю жизнь...» Автор постоянно подчёркивает независимость натуры своей героини и в то же время её необычность (да вон и люди колдуньей прозвали — естественно, им непонятен её дар, её свободолюбие, то, что она не такая, как все). Всё вместе это и позволяет сделать вывод о том, что у героини ярко проявляется Уран. Вполне вероятно, что по знаку она Водолей, то есть Уран управляет её Солнцем. (Сужу об этом и по собственному опыту общения с Водолеями. Плюс ещё один — полагаю, немаловажный момент. У самого Куприна Луна, женская планета, в Водолее. Нельзя ли это считать определённой подсказкой? Ведь вряд ли случайно автор собственным подсознательным стремлением к полной свободе наделил свою самую, пожалуй, яркую и известную героиню.) Можно, конечно, об этом рассуждать, спорить, но яркие проявления Урана в поступках и характере Олеси, как говорится, налицо.
Теперь попробуем поискать подтверждения того, что и Солнце у нашей героини особенное. На протяжении всей повести подчёркиваются такие качества Олеси, как благородство, гордость, чувство собственного достоинства. Автор постоянно делает упор на выразительность, изысканность фраз, благородство движений своей героини, говорит о её «гордой уверенности в свои силы»: «И вовсе не от бабушки!.. Сама я этого не хотела!» От Олеси так и веет царственностью, величавостью — это притом, что рода она отнюдь не высокого, «из кацапок» или «из цыганов». Ну что это ещё, как не яркое проявление Солнца, как не его работа?
Меня могут уличить здесь в непоследовательности: мол, сама же сделала вывод о водолейском Солнце героини — то есть Солнце-то в этом случае в знаке изгнания, с чего ж ему сильным-то быть? Ну, во-первых, что касается Водолея, то это всего лишь предположение (если б Куприн указал дату рождения своей героини, то мы бы с вами не ломали голову, а просто построили карту на указанную дату и сказали: ага, вот здесь у неё Солнце, здесь Луна, там всё остальное — как говорится, всё ясно, всё понятно — но ведь автор ничего подобного не предлагает). И потом — откуда такое расхожее представление о том, что планета в знаке своего изгнания изначально слаба? Знак изгнания указывает на выделенность планеты, на то, что она так или иначе заметна. А насчёт силы и слабости — так мы с вами прекрасно знаем, что есть ещё и взаимные аспекты планет, есть дома гороскопа, в конце концов! Почему же водолейское Солнце не могло оказаться в пятом доме, то есть в доме своего владения? (Изгнание по знаку и одновременное владение по дому — достаточно часто встречающееся сочетание.)
Следуем далее. Куприн довольно ярко описывает свою героиню: «...Высокая брюнетка... держалась легко и стройно. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом». Может быть, кто-то не согласится, но мне здесь видится отпечаток Венеры (и, возможно, Хирона). Во всяком случае, Весы на Асценденте вполне могут быть (а почему нет? Вышеприведённое описание такому варианту не противоречит, а прочитываемые здесь черты Солнца и Меркурия вполне объяснимы, если эти планеты достают Асцендент аспектами. А если Весы на Восходе, то, возвращаясь к вопросу о Солнце в Водолее, оно вполне может оказаться в этом случае именно в пятом доме гороскопа.
Итак, Венера, хозяйка Весов, выступает тогда управительницей всей карты. И уж влияние Венеры на Олесю видно, как говорится, за версту. Автор постоянно подчёркивает красоту своей героини, её изящество, врождённое чувство меры. «Каждый день я всё с большим удивлением находил, что Олеся — эта выросшая среди леса, не умеющая даже читать девушка — во многих случаях жизни проявляет чуткую деликатность и особенный, врождённый такт». Немало сказано о её очаровании, «изящной умеренности»; автор отмечает, что у неё «даже в манере есть была какая-то врождённая порядочность». В общем, друзья мои, ни на что иное, кроме как на достаточно выраженную Венеру, я всё это отнести, даже если б очень захотела, то всё равно не смогла бы. И остановилась бы именно на восходящих Весах, отбросив какие-либо иные варианты (если они здесь уместны).
Венера, представляется, должна быть при этом в знаке Рыб (либо в соответствующем ему двенадцатом доме). Откуда иначе это стремление к самопожертвованию в любви («Я боялась... Я думала, что можно уйти от судьбы... А теперь... теперь... Теперь мне всё равно, всё равно!.. Потому что я люблю тебя, мой дорогой, моё счастье, мой ненаглядный!..»)? И ведь даже «переломила свою боязнь и пришла в церковь» («ведьма» — в церковь!), потому что любимый человек настаивал. И в случившемся потом (как же, все её ведьмой кличут, а она в церковь пришла, за что и была забросана камнями) винит только себя саму: «Ты плачешь? Ты плачешь? — В голосе её зазвучали удивление, нежность и сострадание. — Милый мой... Да перестань же, перестань... не мучь себя, голубчик... Ведь мне так хорошо возле тебя». И если Солнце действительно в Водолее, то Венера вполне может оказаться в знаке Рыб, к тому же, в этом случае она вечерняя, привносит в чувства именно взвешенность (а так ведь и есть в повести, Олеся не бросается в любовь, как в омут, сначала оценивает: а Так ли на самом деле, а нужно ли и т.д.).
И ещё одна планета очень заметна в поступках и характере героини. Это Меркурий. «Она не уставала меня расспрашивать подробно обо всём, что занимало и волновало её первобытное, яркое воображение». Постоянно подчёркивается стремление Олеси завязывать «такой живой и интересный разговор», её «гибкий, подвижной ум и свежее воображение»; героине интересно всё новое, непривычное ей доселе. Ясно, что это работа Меркурия, причём, в связке с Ураном (живой интерес ко всему необычному).
У придирчивого читателя может возникнуть ещё и такой вопрос: а где же Луна? Неужели её влияние незаметно? Заметно. Луна в водном знаке, скорее всего, тоже в Рыбах («Олесе были доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания, которые, опередив точную науку на целые столетия, живут, перемешавшись со смешными и дикими поверьями, в тёмной, замкнутой народной массе, передаваясь, как величайшая тайна, из поколения в поколение»). Вот эти её необычные способности, таинственные знания, интенсивность эмоций — всё это водная Луна. И именно в Рыбах.
Отметим также импульсивность Олеси, глубокую, скрытую, лишь иногда вырывающуюся наружу. Как она порывается отомстить своим обидчикам: «Хорошо же!.. Вы ещё у меня вспомните это! Вы ещё наплачетесь досыта!» Похоже на Марс в Скорпионе, либо в соответствующем ему восьмом доме; ведь и Плутон, управитель Скорпиона, в этом эпизоде насилия над Олесей толпы явно даёт о себе знать: «Эта угроза... Была произнесена с такой страстной ненавистью, таким решительным, пророческим тоном, что на мгновение вся толпа как будто бы оцепенела...» И ведь рок (Плутон) действительно в тот же вечер настигает жителей: «Огромный град, с грецкий орех величиной». «У половины села жито, как ногами, потоптано»...
Я невольно задалась вопросом: а могла ли на самом деле в прошлом веке родиться и жить девушка, астрологические характеристики которой совпадали бы с тем, что мы видим у купринской героини?
В повести удалось найти небольшую зацепку. Автор указывает, что день, когда Олеся пошла в церковь, пришёлся на «праздник св.троицы, выпавший в этом году на день великомученика Тимофея». По новому стилю это 23 июня. Повесть впервые была напечатана в 1898 году. Ближайший до этого времени день великомученика Тимофея, выпадавший на воскресенье, приходился на 1890 год . Бабка Мануйлиха говорит Олесе: «Я тебе уже двадцать пятый год бабушка». То есть возраст Олеси двадцать пять лет (или около того). Следовательно, за год рождения Олеси берём 1865. (Честно признаюсь, что в таблицы за 1866 год я тоже заглянула, но там не нашла подходящей астрологической картины.)
Теперь давайте попробуем установить более или менее точную дату рождения Олеси. Водолейское Солнце, Луна и Венера в Рыбах... Данным условиям соответствуют 29-30 января 1865 года (по новому стилю, по старому — 17-18 января). И более реальной представляется дата 30 (18) января, поскольку чувствуется, что Солнце (сознание) и Луна (подсознание, инстинкты) в Олесиной карте должны быть связаны аспектом (Олеся на все идет сознательно и умеет контролировать свои эмоции), который в этот день только и образуется. И вот она, гипотетическая карта Олеси — космограмма, то есть без сетки Домов, ведь мы не знаем места, где родилась героиня. При Асценденте в Весах Солнце вполне может оказаться в пятом доме, Марс либо Плутон (либо оба сразу) в восьмом. Уран оказывается в Близнецах — то есть вот она, взаимосвязь Урана с Меркурием, о вероятности которой говорилось выше.
Мы видим аспекты. Дисгармоничный аспект (квадратура) Солнца с Плутоном указывает на то, что обладательницу такой карты окружающие не понимают и сторонятся. А напряжённая конфигурация, включающая Юпитер, Уран и Венеру, свидетельствует о том, что необычность мировоззрения героини может привести её к несчастью в любви через самопожертвование. Гармоничный треугольник, состоящий из Нептуна, Марса и Солнца, подтверждает ясновидческий дар, умение останавливать кровь, лечить болезни... Живи Олеся позже и будь пограмотнее — могла бы стать известным целителем. (Хотя некоторым чисто этическим моментам у этой полудикой девушки многим «ясновидцам» и сегодня следовало бы поучиться: «Отчего же ты ему не сказала, что его беда ждёт? — «А зачем говорить? — возразила Олеся. — Только бы понапрасну человек свои последние дни тревожился».)
Если же поставить Асцендент в Весы, то Солнце вполне может оказаться в пятом доме. То есть проявляться особенно ярко — сильное, гордое, величавое и по-водолейски свободолюбивое Олесино Солнце!..
© 1997 г.